ТОМ 98,   №2

ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИЕ АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ В ВЫБРОСАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ



Методом хромато-масс-спектроскопии выполнен количественный анализ концентраций 16-и соединений класса полициклических ароматических углеводородов в продуктах сгорания, выбрасываемых в атмосферу поршневым двигателем внутреннего сгорания. В качестве топлива использовались наиболее распространенные товарные бензины АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Изучено влияние октанового числа бензина на выбросы полициклических ароматических углеводородов при работе двигателя в режимах холостого хода, повышенных оборотов, нагрузки и холодного запуска (прогрева), а также в переходном режиме многократного резкого повышения оборотов с nmin = 750 мин–1 до nmax = 5600 мин–1 и обратно. Для улавливания полициклических ароматических углеводородов в потоке выхлопных газов двигателя создана установка, принцип работы которой основан на аспирировании газов через сорбенты с хорошо развитой поверхностью. Показано, что эмиссия большинства полициклических ароматических углеводородов при работе двигателя на основных режимах эксплуатации автомобиля многократно (для отдельных соединений, например, бенз(а)пирен и бенз(а)антрацен — в десятки, а то и в сотни раз) превышает опорную величину, установленную Всемирной организацией здравоохранения и Европейским агентством по окружающей среде для атмосферного воздуха населенных пунктов. С увеличением октанового числа бензина концентрация сильно канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (бенз(а)пирена и бенз(а)антрацена) в отработавших газах уменьшается, но остается в пределах, угрожающих жизни и здоровью людей.
Методом хромато-масс-спектроскопии выполнен количественный анализ концентраций 16-и соединений класса полициклических ароматических углеводородов в продуктах сгорания, выбрасываемых в атмосферу поршневым двигателем внутреннего сгорания. В качестве топлива использовались наиболее распространенные товарные бензины АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Изучено влияние октанового числа бензина на выбросы полициклических ароматических углеводородов при работе двигателя в режимах холостого хода, повышенных оборотов, нагрузки и холодного запуска (прогрева), а также в переходном режиме многократного резкого повышения оборотов с nmin = 750 мин–1 до nmax = 5600 мин–1 и обратно. Для улавливания полициклических ароматических углеводородов в потоке выхлопных газов двигателя создана установка, принцип работы которой основан на аспирировании газов через сорбенты с хорошо развитой поверхностью. Показано, что эмиссия большинства полициклических ароматических углеводородов при работе двигателя на основных режимах эксплуатации автомобиля многократно (для отдельных соединений, например, бенз(а)пирен и бенз(а)антрацен — в десятки, а то и в сотни раз) превышает опорную величину, установленную Всемирной организацией здравоохранения и Европейским агентством по окружающей среде для атмосферного воздуха населенных пунктов. С увеличением октанового числа бензина концентрация сильно канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (бенз(а)пирена и бенз(а)антрацена) в отработавших газах уменьшается, но остается в пределах, угрожающих жизни и здоровью людей.
Автор:  М. С. Ассад, В. В. Писарев, А. Н. Ознобишин
Ключевые слова:  полициклические ароматические углеводороды, канцерогенность, двигатель внутреннего сгорания, бензин, октановое число
Стр:  358

М. С. Ассад, В. В. Писарев, А. Н. Ознобишин.  ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИЕ АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ В ВЫБРОСАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ // Инженерно-физический журнал. . ТОМ 98, №2. С. 358.


Возврат к списку